Вишневская Галина Павловна

Биография.
(25.10.1926 - 11.12.2012)
Выдающаяся оперная певица, педагог. Солистка Большого театра. Народная артистка СССР (1966). Супруга выдающегося дирижера, композитора, виолончелиста Мстислава Ростроповича.


Галина Вишневская родилась в Ленинграде, пережив блокаду. Ее творческий путь начался в 1944 году в качестве солистки ленинградскоготеатра оперетты. С начала пела в хоре, а затем стала исполнять сольные партии. В 1951 по 1952 уйдя из театра оперетты брала уроки пения у Веры Николаевны Гариной.
 

В 1952 году узнав, что в Ленинград приехала комиссия по набору в Большой театр молодых исполнителей решила принять участие в конкурсе. На прослушивании ее голос так понравился жюри, что Галина Вишневская была принята в труппу Большого театра без экзаменов. Так начался ее блистательный творческий путь на сцене Большого театра. Вишневская переехала в Москву. На сцене Большого театра она исполнила более 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.


В 1955 находясь на гастролях в Праге познакомилась тогда уже с знаменитым пианистом и виооончелистом Мстиславом Ростроповичем, а спустя 4 дня стала его женой, с которым прожила всю жизнь. 
 

Мстислав Ростропович стал ее музой. Большинство партии, в которых выступала Вишневская ей аккомпонировал ее муж.

 

1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение Анны Ахматовой «Слушая пение» (1961).
Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом — Дитриха Фишера-Дискау, Пласидо Доминго, Николая Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).


В 1969 Ростропович и Вишневская предложили проживать на своей даче писателю Александру Солженицины, а в 1974 решили написать письмо Брежневу в его поддержку за что в месте с детьми были выслоны из страны.
 

16 лет они в месте с детьми проживали за границей, сначала в Великобритании, а затем в Париже.

 

В этот период Вишневская активно выступала на мировых оперных сценах, куда ее охотно приглашали (Италия, Англия, Франия, США и тд.).

 

В 1991 вернулась на родину, после того как ее муж уехал поддержать новую власть в августовских событиях 1991 в Москве
Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).
С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской.

Галина Вишневская скончалась у себя на даче в окружении дочерей. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с супругом н. а. СССР Мстиславом Ростроповичем.