Академия хорового искусства имени В.С.Попова

 

История.

Высшее музыкальное учебное заведение – Академия хорового искусства – образована в конце 1991 года на базе Московского хорового училища имени А.В. Свешникова. Основал Академию, став ее первым ректором, а затем и художественным руководителем, Народный артист СССР, профессор Виктор Сергеевич Попов (1934-2008). Официальный сайт

Именно он, бывший выпускник, а начиная с 1970 года – руководитель хора мальчиков Московского хорового училища, сумел восстановить утерянную связь времен и осуществить давнюю мечту нескольких поколений русских хормейстеров, прежде всего А.В. Свешникова и А.А. Юрлова, о создании учебного заведения с непрерывным циклом обучения, наследующего и развивающего традиции прославленного до революции Московского Синодального училища. В сентябре 2009 года Академии присвоено имя ее основателя.

При создании Академии были открыты две выпускающие кафедры – хорового дирижирования (подготовка по специальности «Дирижирование академическим хором») и сольного пения (подготовка по специальности «Вокальное искусство»). С 2011 года в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в Академии продолжается набор по этим основным специальностям («Художественное руководство академическим хором» и «Музыкально-театральное искусство»). Форма обучения – очная, срок обучения – 5 лет.
Система образования в Академии отличается от традиций большинства учебных заведений прежде всего учебно-музыкальными программами и организацией учебного процесса. Основные программы выстроены по принципу историзма и направлены не только на формирование профессионального певческого и дирижерского аппарата, но и на воспитание дирижера-музыканта, певца-музыканта, владеющего знаниями, необходимыми для исполнения произведений различных стилей и художественных направлений, как традиционно академических, так и современных.

Основное место в системе профессиональной подготовки обучающихся в Академии занимает хоровой класс. Уникальной особенностью нашего вуза является то, что во всех хоровых коллективах Академии участвуют студенты и дирижерского, и вокального факультетов. Кроме специальных предметов – дирижирования и сольного пения, в программу обучения входит целый комплекс дисциплин профессионального модуля подготовки: вокальный ансамбль, класс музыкального театра, сценическая речь и актерское мастерство, сольфеджио и гармония, история музыки, фортепиано и многие другие. Студенты получают широкое гуманитарное образование. Наряду с курсами истории отечества, культурологии, философии, эстетики, им читают лекции по истории хорового, музыкально-театрального искусства, по психологии и социологии. Помимо традиционно изучаемых курсов иностранных языков (итальянский, английский) у студентов есть возможность изучать латинские певческие тексты и заниматься факультативно немецким и французским языками. Большой популярностью у студентов пользуются и другие факультативные занятия: симфоническое дирижирование, композиция, инструментальное исполнительство (орган), пластика современного танца. Кроме того, дисциплины модуля педагогической подготовки позволяют развивать у обучающихся способность творчески использовать профессиональные знания в педагогической деятельности.
В 2011 году в Академии был открыт прием по двум новым направлениям подготовки специалистов – «Музыкальная звукорежиссура» и «Композиция». Форма обучения – очная, срок обучения – 5 лет. Для преподавания специальных дисциплин данных направлений подготовки приглашены преподаватели высшей квалификации, имеющие значительный опыт преподавания в лучших музыкальных учебных заведениях Москвы.

Высшее образование в стенах Академии, не так давно отметившей 20 лет со дня основания, получили многие воспитанники Хорового училища имени А.В. Свешникова. В их числе молодые, но уже опытные хормейстеры и оперно-симфонические дирижеры А. Цимбалов, Я. Микиртумов, И. Албанов, А. Петров, Д. Власенко, Ф. Чижевский, А. Герасименко, А. Майоров, Г. Журавлев, В. Пехов; певцы – лауреаты международных конкурсов, солисты оперных театров А. Морозов, Г. Васильев, Н. и О. Диденко, Е. Ставинский, В. Ладюк, Д. Корчак, Е. Либерман, А. Якимов, А. Немзер, Я. Абаимов, П. Колгатин.
Славу Академии успешно приумножили и выпускники, не учившиеся в Училище: солисты оперных театров С. Создателева, Е. Грекова, А. Бибичева, Е. Митракова, Е. Лехина, М. Зятькова, Е. Галицкая, А. Молчанова, А. Татаринцев, А. Гарнов, Д. Орлов, В. Шевцова.
Выпускники Академии, успешно сочетающие преподавательскую и научную деятельность, кандидаты искусствоведения Д. Храмов, А. Петров, И. Комарова, А. Полторухин, А. Марцинкевич вносят весомый вклад в развитие научного потенциала Академии.

С момента основания Академия хорового искусства – не только высшее учебное заведение с уникальной, исключительно певческой специализацией, но и большой концертный хор, хорошо слаженный творческий коллектив, обладающий ярко выраженной исполнительской манерой.
Смешанный хор студентов вуза, насчитывающий сегодня более ста певцов, изначально определился как многофункциональный певческий коллектив. Прежде всего это учебный хор, предназначенный для хормейстерской практики студентов, для подготовки и исполнения экзаменационных программ под управлением дирижеров-дипломников. Причем каждый выпускник вуза готовит с хором и представляет на государственном экзамене разнообразную программу, занимающую по своей протяженности целое отделение концерта. В то же время, благодаря гибкому сочетанию исполнительской и учебной функций, студенческий хор Академии с первых лет своего существования активно проявил себя как концертирующий коллектив, выступая с обширными сольными программами, а также участвуя в исполнении крупных вокально-симфонических произведений вместе с прославленными оркестрами, дирижерами и солистами.

Уже в 1995-1996 годах студенты Академии по приглашению В.И. Федосеева принимали участие в крупнейшем оперном фестивале в Брегенце (Австрия), достойно справившись с непривычными для них условиями театральных постановок опер «Фиделио» Л. Бетховена, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова и «Король Артур» А. Шоссона (реж. Г. Купфер).

С тех пор вузовский хоровой коллектив постоянно поддерживает свой высокий профессиональный уровень. Достаточно сказать, что в концертном репертуаре хора студентов Академии такие сложнейшие произведения, как Всенощное бдение и «Колокола» С. Рахманинова, Cимфония №9 Л. Бетховена, Симфонии №2, №3 и №8 Г. Малера, Реквиемы Дж. Верди и В. Моцарта, Л. Керубини и К. Сен-Санса, И. Брамса и Г. Форе, Б. Бриттена и А. Локшина, «Высокая месса» и «Рождественская оратория» И.С. Баха, оратории «Илия» Ф. Мендельсона и «Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера, «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского», кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. Танеева, «Патетическая оратория», хоровой концерт «Пушкинский венок» и духовный цикл «Песнопения и молитвы» Г. Свиридова, симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина и опера-оратория «Святитель Ермоген» Г. Дмитриева.

Рекомендации: АХИ с малых лет воспитывает настоящих профессионалов своего дело, всесторонне образованных личностей, обладающих незаурядными данными. В этом ВУЗе отлично понимают, что хоровой дирижер должен в совершенстве владеть вокальными знаниями, умениями и навыками. Порой нагрузка на голос достигает 6-7 часов в день. В результате выпускники АХИ имени В.С,Попова могут составить конкуренцию любым музыкантам в таких отраслях, как вокал, теория и история музыки, дирижерское мастерство. Если вы метаете сделать себе карьеру в Европе - не задумываясь поступайте в АХИ имени Попова.  Сложно вообразить себе  образование лучше этого!