Программа музыкального воспитания детей Каплуновой и Новоскольцевой "Ладушки"

"Ладушки"- программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста под редакцией И.М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.

Полную версию программы можно скачать здесь.

Огромный творческий подъем происходит в мире дошкольного музыкального образования. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим дви­жениям, театрализованным играм и песням и др. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Программа «Ладушки», созданная И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт- Петербурга, показалась нам очень интересной и была взята за основу музыкального воспитания детей. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

 Всю работу по музыкальному воспитанию мы проводим в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

 Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впе­чатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальным за­нятиям. Они с нетерпением ждут его. Счастливые от восторга глаза детей- лучшая награда музыкальному руководителю.

Программа «Ладушки» помогает превратить каждое занятие в маленький праздник. Наш девиз: « Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!».

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ЛАДУШКИ»

- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

-  Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

-  Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

-   Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

-  Развивать коммуникативные способности ( общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Программа «Ладушки» предусматривает использование интересного и яркого наглядного материала:

-  иллюстрации и репродукции

-  малые скульптурные формы

-  дидактический материал

-  игровые атрибуты

-  музыкальные инструменты

-  аудио- и видеоматериалы

-  «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соот­ветствующие костюмы и маски)

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

Музыку называют «зеркалом души человека», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ре­бенок - сама эмоция и потому значение его встречи с высокохудо­жественной музыкой трудно переоценить.

Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и насаждается средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Ее тяжелые ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание «попадают» в подсознание, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую - настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкально­сти, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической и народной, и для накопления запаса высокохудожественных музы­кальных впечатлений.

Детство является наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Только педагог, владеющий методами развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности детей, может решить главную задачу музыкального воспитания.

Огромный творческий подъем происходит в мире дошкольного музыкального образования. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим дви­жениям, театрализованным играм и песням и др. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Программа «Ладушки», созданная И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт - Петербурга, показалась нам очень интересной и была взята за основу музыкального воспитания детей. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Всю работу по музыкальному воспитанию мы проводим в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Они с нетерпением ждут его. Счастливые от восторга глаза детей - лучшая награда музыкальному руководителю.

Программа «Ладушки» помогает превратить каждое занятие в маленький праздник. Наш девиз: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

Пояснительная записка к программе по музыкальному воспитанию "Ладушки"

В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Поиски путей более естественного и интенсивного музыкально-эстетического воздействия на детей привели нас к убеждению в необходимости создания специальной программы по музыкальному воспитанию "Ладушки", которая в настоящее время является частью комплексной программы "Лада".

Программа "Ладушки" подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача — главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого — эмоциональная от­зывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Методические принципы

-  Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

-  Второй принцип — целостный подход в решении педагогических задач:

а)  обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

б)  претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в)  приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

-  Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.

-  Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступ­ления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое на­строение, чувства, эмоции.

-  Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, фуппа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.

Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоя­тельной игровой деятельности.